ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ
ЭКСПОНАТОВ ПО ТВОРЧЕСКОМУ НАСЛЕДИЮ СЕМЬИ РЕРИХОВ

 

24 февраля 2016 года в нашем издательстве вышла книга Леопольда Цесюлевича «Понятие о культуре и история создания коллекции экспонатов по творческому наследию семьи Рерихов» (речь идет о коллекции Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая, расположенного в Барнауле).

Также автор рассказывает о пребывании на Алтае экспедиции Н.К.Рериха в августе 1926 года и об истории Пакта Рериха и Знамени Мира, призванного защитить сокровища культуры, единственной панацеи от современного варварства.

Книгу можно заказать по адресу: е-mail: lotatsv@mail.ru
 

Предлагаем вниманию читателей фрагмент из книги.

*

 

Мне приходилось участвовать во многих научных конференциях, где присутствовал и выступал Святослав Николаевич Рерих. В одном таком случае, в 1974 году, на конференции в Музее искусства народов Востока в Москве, говоря о Пакте Рериха, он сказал, что его отец, Николай Константинович, был очень далек от мысли, что даже если бы международное соглашение об охране культурных ценностей подписали все государства, то культура человечества была бы гарантированно охранена. Он полагал, что, наряду с государственными мерами, существенное в этом вопросе — сознание, сознание каждого человека в отдельности и сознание всего человеческого сообщества, вместе взятого. Он неоднократно утверждал, что предстоит грандиозная работа по воспитанию, просвещению людей, притом прививать понятие культуры надо уже с самого раннего возраста — в семье, в детских садах, в школах, гимназиях, в высших учебных заведениях, во всех учреждениях образования, науки и культуры. Ибо задача состоит в том, что надо поднять на новый, гораздо более совершенный уровень мировосприятие, мироощущение, миросозерцание, миропонимание людей. Чтобы люди могли понять, что не только все созданное в культуре каждого народа есть сокровище всего человечества, но и что все сотворенное человеческим духом, человеческим гением, имеет один общий корень, одно общее объединяющее качество — красоту, очень трудно формулируемое, но тем не менее реально существующее мощное качество, которое в своих неисчислимых, разнообразнейших обликах выражения, в самых разных проявлениях творчества, эпох и стилей, в своей сути едино. И именно красота, если она проявилась, есть тот элемент, который объединяет в общее целое все культуры и способен возвышать дух человеческий, для взаимопонимания и взаимоуважения как отдельных людей, так и всех народов.

Святослав Николаевич отмечал, что его отец дополнил мысль Достоевского, который говорил, что «красота спасет мир». Чтобы красота могла явить свое благодатное воздействие, она должна быть замеченной, воспринятой, осознанной. Поэтому он формулировал так — «сознание красоты спасет». И тут надо отметить, — завершая свою мысль, говорил Святослав Николаевич, — что в этой колоссальной задаче подъема духовной жизни людей Николай Константинович особое место отводил музеям. Ибо музей по специфике своей деятельности обладает синтезом всех видов обращения к сознанию, ведь здесь — неоспоримый факт, документ, исторический предмет, научные доказательства, апеллирующие к логике и разуму, говорят совместно с творческим порывом, искусством, вдохновением, эстетическим чувством, образами красоты, а имеющиеся здесь свидетельства глубочайшей философской мудрости наших великих предков призывают к самостоятельным выводам, осмыслениям, осознаниям того самого главного, что есть истинная культура.